Это должен знать каждый

"Что такое хорошо и что такое плохо?"

 

Крошка сын
                   к отцу пришел,
и спросила кроха:
— Что такое
                   хорошо
и что такое
                 плохо?
У меня
           секретов нет,—
слушайте, детишки,—
папы этого
                 ответ
помещаю
               в книжке.
— Если ветер
                      крыши рвет,
если
        град загрохал,—
каждый знает —
                          это вот
для прогулок
                     плохо.
Дождь покапал
                        и прошел.
Солнце
            в целом свете.
Это —
           очень хорошо
и большим
                  и детям.
Если
        сын
               чернее ночи,
грязь лежит
                  на рожице,—
ясно,
         это
               плохо очень
для ребячьей кожицы.
Если
        мальчик
                     любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик
                    очень милый,
поступает хорошо.
Если бьет
               дрянной драчун
слабого мальчишку,
я такого
            не хочу
даже
        вставить в книжку.
Этот вот кричит:
                         — Не трожь
тех,
      кто меньше ростом! —
Этот мальчик
                     так хорош,
загляденье просто!
Если ты
            порвал подряд
книжицу
             и мячик,
октябрята говорят:
плоховатый мальчик.
Если мальчик
                     любит труд,
тычет
        в книжку
                      пальчик,
про такого
                пишут тут:
он
    хороший мальчик.
От вороны
                карапуз
убежал, заохав.
Мальчик этот
                    просто трус.
Это
     очень плохо.
Этот,
       хоть и сам с вершок,
спорит
          с грозной птицей.
Храбрый мальчик,
                            хорошо,
в жизни
            пригодится.
Этот
       в грязь полез
                            и рад.
что грязна рубаха.
Про такого
                говорят:
он плохой,
                неряха.
Этот
      чистит валенки,
моет
      сам
           галоши.
Он
    хотя и маленький,
но вполне хороший.
Помни
          это
              каждый сын.
Знай
       любой ребенок:
вырастет
             из сына
                         cвин,
если сын —
                   свиненок,
Мальчик
             радостный пошел,
и решила кроха:
«Буду
         делать хорошо,
и не буду —
                   плохо».

1925.

В. Маяковский

 

Наверняка вы все с детства знаете (или слышали) стихотворение Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?" А задумывались вы когда-нибудь - где лежит граница между "хорошо" и "плохо"? Что послужило первоисточником образования этих критериев? Об этом читайте в статье, приведенной ниже.

Нравственность — есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность - есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.

Сначала — о словах. Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках. Слово «этика» происходит от греч. ethos — нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал «этическими» добродетели или достоинства человека, проявляющиеся в его поведении, — такие качества, как мужество, благоразумие, честность, а «этикой» — науку об этих качествах. Слово «мораль» — латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos (множ. число mores), что означало примерно то же, что ethos в греческом — нрав. обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова moralis — моральный и moralitas — мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика. А «нравственность» —русское слово, происходящее от корня «нрав».Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Так в русском языке появились три слова с примерно одним и тем же значением. Со временем они приобрели некоторые смысловые оттенки, отличающие их друг от друга. Но в практике словоупотребления эти слова практически взаимозаменяемы (а их смысловые оттенки почти всегда можно уловить по контексту).

Нравственная культура, как и вся социальная культура, имеет два основных аспекта: 1) ценности и 2) регулятивы.

Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.
Нравственные (моральные) регулятивы — это правила поведения, ориентированного на указанные ценности. Нравственные регулятивы разнообразны. Каждый индивид выбирает (осознанно или неосознанно) в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него. Среди них могут быть и такие, которые не одобряются окружающими. Но в каждой более или менее стабильной культуре имеется определенная система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали. В Ветхом Завете перечисляются 10 таких норм — «заповедей Божьих», записанных на скрижалях, которые были даны Богом пророку Моисею, когда он поднялся на Синайскую гору ( « Не убий », «Не укради», «Не прелюбодействуй» и др.). Нормами истинно христианского поведения являются 7 заповедей, которые указал Иисус Христос в Нагорной проповеди: «Не противься злому»; «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»; «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» и др.

Понятно, что нравственные ценности и идеалы, с одной стороны, и нравственные регулятивы и нормы, с другой, неразрывно связаны между собою. Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих регулятивов нацеленного на нее поведения. А любой нравственный регулятив подразумевает наличие ценности, на которую он направлен. Если честность есть нравственная ценность, то отсюда вытекает регулятив: «Будь честен». И наоборот, если человек в силу своего внутреннего убеждения следует регулятиву: «Будь честен», то для него честность есть нравственная ценность. Такая взаимосвязь нравственных ценностей и регулятивов во многих случаях делает ненужным их раздельное рассмотрение. Говоря о честности, часто имеют в виду и честность как ценность, и регулятив, требующий быть честным. Когда дело касается характеристик, равно относящихся как к нравственным ценностям и идеалам, так и к нравственным регулятивам и нормам, их обычно называют принципами нравственности (морали, этики).

Важнейшей особенностью нравственности является финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов. Это значит, что принципы нравственности самоценны. То есть на вопросы вроде: «Для чего они нам нужны?», «Зачем нам стремиться к нравственным ценностям?», «Почему мы должны соблюдать нормы нравственности?» — нельзя ответить иначе, как признать, что цель, ради которой мы следуем нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им. Здесь нет тавтологии: просто следование нравственным принципам — это самоцель, т. е. высшая, финальная цель и нет никаких других целей, которые мы хотели бы достичь, следуя им. Они не являются средством достижения какой-либо вне их лежащей цели.

 

На главную страницу сайта

WebDesign - HomeART



Hosted by uCoz