"Что такое
хорошо и что такое плохо?"
Крошка сын
к отцу пришел,
и спросила кроха:
— Что такое
хорошо
и что такое
плохо? —
У меня
секретов нет,—
слушайте, детишки,—
папы этого
ответ
помещаю
в книжке.
— Если ветер
крыши рвет,
если
град загрохал,—
каждый знает —
это вот
для прогулок
плохо.
Дождь покапал
и прошел.
Солнце
в целом
свете.
Это —
очень хорошо
и большим
и детям.
Если
сын
чернее ночи,
грязь лежит
на рожице,—
ясно,
это
плохо очень
для ребячьей кожицы.
Если
мальчик
любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик
очень милый,
поступает хорошо.
Если бьет
дрянной драчун
слабого мальчишку,
я такого
не хочу
даже
вставить в книжку.
Этот вот кричит:
— Не трожь
тех,
кто меньше ростом! —
Этот мальчик
так хорош,
загляденье просто!
Если ты
порвал подряд
книжицу
и
мячик,
октябрята говорят:
плоховатый мальчик.
Если мальчик
любит труд,
тычет
в книжку
пальчик,
про такого
пишут тут:
он
хороший мальчик.
От вороны
карапуз
убежал, заохав.
Мальчик этот
просто трус.
Это
очень плохо.
Этот,
хоть и сам с вершок,
спорит
с грозной птицей.
Храбрый мальчик,
хорошо,
в жизни
пригодится.
Этот
в грязь полез
и рад.
что грязна рубаха.
Про такого
говорят:
он плохой,
неряха.
Этот
чистит валенки,
моет
сам
галоши.
Он
хотя и маленький,
но вполне хороший.
Помни
это
каждый сын.
Знай
любой ребенок:
вырастет
из сына
cвин,
если сын —
свиненок,
Мальчик
радостный пошел,
и решила кроха:
«Буду
делать хорошо,
и не буду —
плохо».
1925.
В.
Маяковский |
Наверняка вы все с детства знаете (или слышали) стихотворение Владимира
Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"
А задумывались вы когда-нибудь - где лежит граница между
"хорошо" и "плохо"? Что послужило первоисточником образования этих
критериев? Об этом читайте в статье, приведенной ниже. |
Нравственность — есть
принятие на себя
ответственности
за свои
поступки.
Поскольку, как следует из определения, нравственность
основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только
свободное существо. В отличие от
морали,
которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с
законом,
нравственность - есть внутренняя установка
индивида
действовать согласно своей
совести.
Сначала — о словах. Слова
«нравственность», «мораль», «этика»
близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках. Слово «этика»
происходит от греч. ethos — нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход
2300 лет назад Аристотель, который назвал «этическими» добродетели или
достоинства человека, проявляющиеся в его поведении, — такие качества,
как мужество, благоразумие, честность, а «этикой» — науку об этих
качествах. Слово «мораль» — латинского происхождения. Оно образовано от
лат. mos (множ. число mores), что означало примерно то же, что ethos в греческом — нрав. обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал
от него слова moralis — моральный и moralitas — мораль, которые стали
латинским эквивалентом греческих слов этический и этика. А
«нравственность» —русское слово, происходящее от корня «нрав».Оно
впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало
употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Так в
русском языке появились три слова с примерно одним и тем же значением.
Со временем они приобрели некоторые смысловые оттенки, отличающие их
друг от друга. Но в практике словоупотребления эти слова практически
взаимозаменяемы (а их смысловые оттенки почти всегда можно уловить по
контексту).
Нравственная культура, как и вся социальная культура, имеет два основных
аспекта: 1) ценности и 2) регулятивы.
Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще
древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы
главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность,
мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие
нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании
его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются
честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя
в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся
они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти
ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и
совершенном выражении, выступают как этические идеалы.
Нравственные (моральные) регулятивы — это правила поведения,
ориентированного на указанные ценности. Нравственные регулятивы
разнообразны. Каждый индивид выбирает (осознанно или неосознанно) в
пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него.
Среди них могут быть и такие, которые не одобряются окружающими. Но в
каждой более или менее стабильной культуре имеется определенная система
общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются
обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали. В
Ветхом Завете перечисляются 10 таких норм — «заповедей Божьих»,
записанных на скрижалях, которые были даны Богом пророку Моисею, когда
он поднялся на Синайскую гору ( « Не убий »,
«Не укради», «Не прелюбодействуй» и др.). Нормами истинно
христианского поведения являются 7 заповедей, которые указал Иисус
Христос в Нагорной проповеди: «Не противься злому»; «Просящему у тебя
дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»; «Любите врагов ваших,
благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь
за обижающих вас и гонящих вас» и др.
Понятно, что нравственные ценности и идеалы, с одной стороны, и
нравственные регулятивы и нормы, с другой, неразрывно связаны между
собою. Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих
регулятивов нацеленного на нее поведения. А любой нравственный регулятив
подразумевает наличие ценности, на которую он направлен. Если честность
есть нравственная ценность, то отсюда вытекает регулятив:
«Будь честен». И наоборот, если человек
в силу своего внутреннего убеждения следует регулятиву: «Будь честен»,
то для него честность есть нравственная ценность. Такая взаимосвязь
нравственных ценностей и регулятивов во многих случаях делает ненужным
их раздельное рассмотрение. Говоря о честности, часто имеют в виду и
честность как ценность, и регулятив, требующий быть честным. Когда дело
касается характеристик, равно относящихся как к нравственным ценностям и
идеалам, так и к нравственным регулятивам и нормам, их обычно называют
принципами нравственности (морали, этики).
Важнейшей особенностью нравственности является финальность нравственных
ценностей и императивность нравственных регулятивов. Это значит, что
принципы нравственности самоценны. То есть на вопросы вроде: «Для чего
они нам нужны?», «Зачем нам стремиться к нравственным ценностям?»,
«Почему мы должны соблюдать нормы нравственности?» — нельзя ответить
иначе, как признать, что цель, ради которой мы следуем нравственным
принципам, состоит в том, чтобы следовать им. Здесь нет тавтологии:
просто следование нравственным принципам — это самоцель, т. е. высшая,
финальная цель и нет никаких других целей, которые мы хотели бы
достичь, следуя им. Они не являются средством достижения какой-либо вне
их лежащей цели.
На главную страницу сайта |